История российской прокуратуры берет свое начало с Указа Петра Первого, подписанного 12 января 1722 года. «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Целью вновь образованного правового института Император обозначил: «Уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядка в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Представляя Сенату первого Генерал-прокурора, графа Павла Ивановича Ягужинского, Петр сказал: «Вот око моё, коим я буду всех видеть».
С 1802 года институт прокуратуры вошел в состав вновь образованного Министерства юстиции. Министр юстиции стал по должности Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года в «Основных началах судебных преобразований» установила, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры», отделив «обвинительную власть от судебной».
В ноябре 1917 года российская прокуратура была упразднена.
В конце 1921 года Народный комиссариат юстиции подготовил законопроект о Государственной прокуратуре, который был принят третьей сессией ВЦИК РСФСР 9 созыва как «Положение о прокурорском надзоре». На прокуратуру было возложено осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций, частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления, поддержание обвинения в суде, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему и его Президиуму. Помимо этого, Прокурор СССР был подотчетен и СНК СССР.
Первым прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами, надзор за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений.
В Положении были определены система и структура органов прокуратуры, а также их функции. Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строго централизации органов прокурорского надзора.
Конституция СССР 1936 года впервые в истории конституционного законодательства водит понятие высшего надзора за точным исполнением законов, закрепляя эту функцию исключительно за прокурором СССР. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную, единую, централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры была перестроена на военный лад.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работниками устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования, вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
В марте 1946 года Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР». Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР», в соответствии с которым осуществление высшего надзора за точным исполнением закона всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР возлагается на Генерального прокурора СССР.
В ноябре 1979 года Законом СССР «О прокуратуре» к основным направления деятельности прокуратуры были отнесены: высший надзор за точным и единообразным исполнение законов, борьба с нарушением законов об охране социалистической собственности, борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, а также участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР в январе 1992 года был принято Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
В ст. 129 Конституции Российской Федерации 1993 года был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Принятым Законом был упразднен законов за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Первым прокурором Дагестана был А. Тахо-Годи (1922-1023). Затем этот пост занимали И. Ротгаузер (1923-1924), Б.Далгат (1924), И.Алиев (1925-1927), Д.Исмаилов (1928-1929), В. Шустов (1930-1931).
Согласно сохранившимся архивным документам, в начале 1930-х годов Центральный аппарат прокуратуры ДАССР состоял из 19 человек, которые работали в 5 отделах: отдел канцелярии, отдел по общему надзору, отдел по ОГПУ, отдел по суду и следствию, отдел по охране труда и производства. Кроме того, было 14 районных прокуроров. В штате насчитывалось 15 прокуроров-следователей районов и 21 «народный следователь».
В 1932 году прокурором ДАССР назначен Ф. Макаров, который заменил на этом посту В. Шустова.
До принятия Конституции СССР 1936 года, закрепившей построение прокуратуры как самостоятельной строго централизованной системы во главе с прокурором СССР, дагестанские прокуроры входили в состав Наркомюста СССР, возглавляемого в то время А. Далгатом.
С мая 1935 по октябрь 1936 года наркомом юстиции и прокурором ДАССР был И.Склярский.
Президиум ЦИК ДАССР 9 декабря 1936 года назначил прокурором ДАССР Х.Горста. В это время аппарат прокуратуры ДАССР насчитывал 209 человек.
После Х. Горста обязанности прокурора ДАССР непродолжительное время поочередно исполняли Литовский, В.Макаров, Х-М. Хашаев, Т.Филатов.
В 1938 года центральный аппарат прокуратуры ДАССР состоял из прокурора, прокурора по кадрам, прокурора по местам заключения, секретаря и следующих подразделений: управления делами, уголовно-следственного отдела, уголовно-судебного отдела, гражданского отдела жалоб и особого сектора. В штате было около 40 человек.
С 1943 года прокурором ДАССР вновь становится Хаджимурад Омарович Хашаев.
С ноября 1946 года прокурором ДАССР был назначен А.Иванов, а с мая 1950 года – Н. Болдырев.
В последующем в разное время прокурорами республики работали: Н. Сапожников (1953-1962), А. Пакалов (1962-1971), М. Ибрагимов (1971-1985), С. Гаджимагомедов (1985-1992), М. Мирзаев (1992-1995), И. Яралиев (1995-2006), И.Ткачев (2006-2009), А.Назаров (2009-2013), Р. Шахнавазов (2013-2017). В настоящее время прокуратуру Республики Дагестан возглавляет Попов Денис Геннадьевич.